Пресса о мужском хоре Пересвет-Виртуозы

О НАС ПИШУТ

Под куполом храма Петра и Павла раздались голоса «Пересвета».
Третий Пасхальный наполнил окружную столицу радостью. Несколько дней в рамках фестиваля шли выставки, мастер-классы и концерты. В последних приняли участие как ямальские коллективы, так и гости. Мужской хор «Пересвет» покорил не только зрителей в концертном зале, но и прихожан храма Петра и Павла.
Овации они сорвали в Культурно-деловом центре, после выступления на светской площадке. В храме после исполнения тихо удалились. В церкви не принято аплодировать. Рука было дрогнула, но не нарушила тишины, воцарившейся после того, как смолкли звуки. Слушатели долго еще не сходили с мест, стараясь сохранить энергетику, дарованную одиннадцатью воинами добра и света. Так себя называют солисты московского мужского хора «Пересвет».
— Выступление в храме — это общехристианская традиция. Но нам сложно говорить о ее непрерывности. Мы только 25 лет как снова воцерковились, — рассказывает Дмитрий Юденков, художественный руководитель хора. — Такие выступления проходят всё чаще. Отличие православных традиций от западных в том, что там церкви — концертные залы, где аплодируют, кричат браво. Они себя в Боге любят, а мы — Бога в себе.
Архангельск, а теперь и Салехард — самые северные точки на гастрольной карте коллектива. Горожанам было достаточно услышать его один раз, чтобы запомнить навсегда.
— Когда такие голоса слышишь, это неописуемые чувства, глубинные. Слезы выступают. Трепет появляется в душе, — говорят супруги Светлана и Сергей Баянкины. — После такого жить охота! Мы считаем это спасением. «Пересвет» озарил наше сонное бытие. Хочется жить. Встряхнули и пробудили жителей окружной столицы ото сна и артисты Русского государственного духовного театра «Глас». На сцене ОЦНК представили «Пасху на Вятских увалах».
Церковная сказка о традициях праздника и человеческих эмоциях написана священником Андреем Кононовым. С афиш спектакль не сходит почти 10 лет. Это история о пути к вере, который каждый проходит по-своему: и дедка, и бабка, и солдат, и красна девица. У кого-то он короче, у кого-то тернистей, но в итоге все чувствуют радость чудес, происходящих на Пасху.
Спустя несколько часов после спектакля, не успев остыть от общения с артистами, салехардцы вернулись в зал ОЦНК. Концерт «Пасхальная радость» дали лучшие коллективы округа и гости Пасхального фестиваля. С яркими номерами выступил ансамбль русских народных инструментов «Калинка» из Тарко-Сале, ансамбль казачьей песни «Любо», солисты Анжелика Кульмаметова, Николай Роткин. Покорила голосом приглашенная дива — Татьяна Семушина. Вместе с ней зал прослезился. Известную песню «Зачем вы, девушки, красивых любите?» исполняли уже хором.
Еще один исполнитель, который заставил зрителей вздрогнуть, — гусляр Павел Лукоянов. О своем инструменте исполнитель говорит с такой любовью, что захотелось взять хотя бы несколько уроков. — Азы игры на гуслях очень легко освоить. Маленькие дети любят на них играть, потому что на первом уроке поставил пальчики — и инструмент звучит, — отмечает Павел. — Своим голосом он может подражать другим. Например, у меня в репертуаре есть «Испанская рапсодия», в которой гусли имитируют гитару.
После такого концерта впечатления надолго останутся не только у зрителей. Ямальским артистам представилась возможность выступить под аккомпанемент старинного инструмента. Впервые.
— Красивый инструмент. Очень нежное звучание, — делится впечатлениями от совместного выступления Николай Роткин. — Сказку напоминает. Мне кажется, что на гуслях нужно играть что-то радостное, потому что инструмент звонкий. Мы исполнили песнь о героях, о богатырях.
В течение нескольких дней в Салехарде прошла череда знаковых для Пасхального фестиваля событий. Гостями праздника стали коллективы и солисты, исполняющие духовную музыку. Вдохновили тех, кто не поленился и вышел из дома, расправить крылья. После таких встреч очень хочется летать.
Екатерина ЗОЛОТАРЁВА zolotareva_ks@bk.ru

Свой юбилейный, 15-й тур Московский мужской хор «Пересвет» специально завершил в Адыгее. Но о поездке на Кавказ никто из музыкантов не пожалел. — Была некая неуверенность — слишком опасным видится Кавказ московским обывателям. Но нам не привыкать! Сразу после военного конфликта на Балканах «Пересвет» был первым коллективом, который поехал с концертом к нашим миротворцам. После разбомблённого Вуковара тихая Адыгея — оазис спокойствия, — рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» художественный руководитель хора Дмитрий ЮДЕНКОВ. Не брендом единым — Что толкает музыкантов «Пересвета» на поездки в «горячие» точки мира?
— Элементарное чувство долга перед нашими миротворцами! Мы в сопровождении конвоя ООН проехали по только что разминированным дорогам Боснии и Герцеговины. Мы воочию увидели, как страшна религиозная война. В своё время о процветании Югославии заботились все её жители: без разделения на конфессии и нации. Потом подняли пресловутый национальный и религиозный вопрос. И в одночасье по глупому разрушили целую страну! Чем не урок истории? Разве у нас в России не происходит то же самое? Поэтому нам было приятно, когда в прошлом году в Адыгею наш хор Московской патриархии пригласила мусульманка Асиет Хахова. Нам аплодируют зрители всех 100 национальностей республики.
— Сегодня наша эстрада чётко разделилась на «формат» и «неформат». В «неформат» попали хор «Пересвет», Градский, Шевчук, Пелагея. Не обижает? — Ещё как обижает и возмущает! Хотя компания подобралась достойная. Но где это видано, чтобы профессионалы становились «неформатом» в собственной стране? Почему нас больше знают в Европе? Почему у нас в Европе свой фестиваль, фан-клубы? Потому что там зритель популярность измеряет «талантами», а не национальностью, не родством, не скандальными рейтингами. А в России? Если нет скандала, если тебя не показывают по ТВ круглыми сутками на коньках, на ринге, под куполом цирка, то тебя как бы и нет. Что такое «неформат»? Будем называть вещи своими именами! Это оправдание музыкальными редакторами собственной вкусовщины и удобный повод для коррупции. Поэтому «Пересвет» в России — редкий гость. Нам нормально живётся в пределах МКАД: собираем полные залы. Но «Пересвет» хочет гастролировать в глубинке, потому что Москва — ещё не вся Россия. Коллектив собран по всей стране — от Таганрога до Приморского края.Мы по сути не московский, а российский хор национальностей. Мы любим провинциальную публику и права не имеем зацикливаться на столице.
Шоу без шедевров — У нас перевелись Дунаевские и Крылатовы? — Нет! Просто сегодня нужен не талант, а бренд, часто искусственно раздутый. Шоу-бизнес не нуждается в многолетних музыкальных шедеврах. Идёт просто проталкивание новых имён. Профессиональный коллектив — организм сложный и затратный. Любой истинный талант — это отклонение от нормы. Он капризен, амбициозен, потому что мыслит иначе. Он требует постоянного, повышенного внимания, времени на создание качественных композиций, их аранжировку. А это огромные затраты, невыгодные продюсерам. Зато песенные «однодневки» поставлены на поток. Сегодня спел — завтра забыл. И певца, и песню. И давай новый хит в исполнении новых безголосых мальчиков и девочек варганить-раскручивать! Всегда легче опуститься ниже плинтуса, чем подняться до горных вершин... У нас не потехе — час, а потехе — время. Наш хор на своих концертах пытается это переломить. Поэтому каждое выступление «Пересвета» — богатая палитра жанров и чувств. Главное, чтобы в душе зрителя стало тепло и светло. — Темирканов с горечью сказал: «Блатная песня ближе народу». Может, освоите и этот жанр? — Мы жадные только до хорошей музыки. Но зрителя жалко. Последние 20 лет в публичной неакадемической музыке царствуют три формата: кабак, блатняк, стыдливо именуемый «шансоном», и попса. Каждый лёгок и доходен. Это «жвачка», которая формирует низменные вкусы и устойчивую традицию: поём блатную романтику, потому что страна воровская и кабацкая. Но разве мы все такие? Однако если раньше эта музыка не выходила дальше подворотен, то теперь поётся со сцены Кремлёвского дворца. То же самое попса: артист — это винтик. Машу на Дашу меняй, Петю на Васю — ничего не изменится. Новые «звёзды» стругаются по одним лекалам.
— Получается, на хорошей музыке в России не умеют зарабатывать? — Не хотят! В отличие от европейцев, не те объекты для пиара выбирают. Не только в музыке. Простой пример: пять лет назад Светланой Медведевой был придуман День семьи, любви и верности — российский аналог Дня Святого Валентина, приуроченный к православному чествованию Петра и Февронии. В нашей стране со сложной демографической ситуацией это отличная пропаганда семейных ценностей в эпоху «одноразовых» любовных отношений. Был придуман гимн этого дня, который записал наш хор «Пересвет», была придумана классная эмблема — ромашка. Если обратиться к истории, до революции в День святых Петра и Февронии влюблённые обменивались ласковками — письмами, обсыпанными золотой крошкой (по названию деревни, где родилась Феврония). Чем не замена валентинкам? Если по-нормальному пропиарить, то вокруг Дня любви мог бы развиваться сувенирный, музыкальный, туристский бизнес. Затухло... А всё потому, что мелочи нас не интересуют. Наши масштабы — либо Бога за бороду ухватить, либо реки вспять повернуть. А розетку по уму вставить, электропроводку аккуратно протянуть — мелочь, сойдёт! Так и живём: в мечтах о славных подвигах. Когда-нибудь.

17 июля на стадионе «Горняк» прошел концерт, посвященный Дню металлурга.
Для железногорцев выступили группа «Любэ», хор «Пересвет», шоу-группа «Че те надо?» и победители детского «Евровидения-2006» сестры Толмачевы. Участники хора «Пересвет» рассказали, как им удается исполнять и академическую и популярную музыку и почему считают Железногорск своим родным городом. Праздничный концерт проходил при сорокаградусной жаре, и артистам, и зрителям приходилось нелегко. Может быть, поэтому концерт прошел довольно ровно, без бурных оваций и плясок на стадионе. Шоу-группа «Че те надо?» исполнила популярные песни прошлых лет «Волна», «Снег», «Пьяная вишня» и частушки. Всенародно любимую песню «Че те надо?», давшую название коллективу, участники шоу-группы спели вместе со зрителями. Добры молодцы из хора «Пересвет», которые поклонники называют российским вокальным спецназом, порадовали железногорцев красивым вокалом. Они исполнили советские и зарубежные хиты: «Комарово», «Мы желаем счастья вам!», «Мама миа», «Хафанана» и другие. Группа «Любэ», как и положено звездам, появилась под занавес концерта. Николай Расторгуев со товарищи «в живую» спели хиты про ребят из нашего двора, красу, у которой голубые глаза. Зрители «на ура» встретили знаменитую «Прорвемся, опера!». Николай Расторгуев пообещал, что с удовольствием приедет в Железногорск еще раз, если пригласят. После концерта участники мужского хора «Пересвет» дали короткое интервью Железногорским СМИ. В хоре «Пересвет» — 11 человек из разных городов России. Как вам удалось Добры молодцы из хора «Пересвет» зажигательно исполняли песни самых разных жанров. А в заключение спели попурри «Как много девушек хороших» из популярных мелодий, посвященное прекрасной половине человечества. Фото Юлии Лащевой. собраться вместе? — Наш хор московский только по прописке, его правильнее было бы назвать российским, так как география городов, откуда приехали участники, простирается от Таганрога до Приморского края. Что касается встреч, мы люди православные и верим, что все свершается на небесах. Но в то же время постоянно идет конкурсный отбор и прослушивания, так как у хора очень много программ. Нас многие спрашивают, как нам удается сегодня петь академическую музыку, а завтра — популярную? Отвечаем: нам нравится все, что мы поем, мы в это верим. Поем с удовольствием и с горячим сердцем. Вы подбираете репертуар в зависимости от того, что, где и перед какой публикой выступаете? — Репертуар — это наша основа. Он разный. Мы поем все, что хорошо звучит и не чураемся ни «высоких», ни «низких» жанров — всем известно, что есть гениальная поп-музыка и бездарные симфонии. Процесс подбора репертуара очень жесткий, он напоминает индийский боевик пополам с голливудским и идет непрерывно. В консерватории мы один коллектив, в воинской части — другой, на Дне металлурга — третий, но в то же время это всегда хор «Пересвет». Вам понравился Железногорск? — В Железногорске мы выступаем уже четвертый раз и с каждым разом все больше обогащаемся впечатлениями. На ваш город просто очень приятно посмотреть, дай Бог ему счастья и процветания. В какой-то степени Железногорск стал нам родным городом, и мы здесь выступаем с особым чувством. Мы будем чаще приезжать к вам в гости, устраивать презентации программ. Железногорцы обо всем узнают первыми. Как вам выступалось? — Жарко. В нашем хоре все профессионалы и выкладываются на 200 процентов. Надо любить то, что ты делаешь, и любить свою публику. У нас самая лучшая в мире публика. Это чувствуется и в консерватории, и на стадионе. Мы мечтаем путешествовать по России, поэтому для нас каждый выезд за пределы МКАД — праздник. Валентина Глянцева.

Я люблю слушать музыку. Но если бы еще пару месяцев тому назад мне кто-то сказал, что я с удовольствием соглашусь организовать концерт камерного хора на Кипре, я бы расценила это как шутку. Организация такого мероприятия — дело, мягко говоря, неприбыльное. А я практик. И хорошо умею считать. Стоимость авиабилета умножить на 15 участников хора, прибавить неделю проживания и питания, аренду концертного зала, рекламы... Это сколько же билетов по 10 фунтов нужно продать, чтобы хотя бы «выйти в ноль»! Почему, несмотря на правила коммерции, мы все же помогаем организовать концерт мужского камерного хора «Пересвет»? Попробую объяснить.
В январе мы познакомились с отцом Сергием, православным священником, отдыхавшим на Кипре. Он дал мне послушать диск с записью песен в исполнении этого хора. Те, кто пойдет на концерт, поймут, что я почувствовала. Думаю, что многим из нас может показаться, что они впервые в жизни слышат такое потрясающее исполнение. И я вдруг поняла, что если «Вестник Кипра» не согласится помочь в организации гастролей, то большинство людей, живущих на острове, так никогда и не попадет на выступление «Пересвета» (трудно предположить, что все специально поедут в Москву). А этот хор очень важно услышать. Песни, которые исполняет «Пересвет», завораживают. Звуки музыки и глубокие голоса словно касаются сокровенных струн души русской.
Репертуар коллектива подобран так, что затрагивает всю палитру человеческих чувств — это и гордость за нашу Родину, и ее славное историческое прошлое; и восхищение красотой российских просторов, и славными подвигами русских воинов. Слушая красивые сильные голоса, вспоминаешь край, где ты родился, дом, семью, — все, что так дорого сердцу каждого человека. Искусство такого уровня возвышает...
Уверена, что все, пришедшие на концерт, который любезно согласился открыть посол РФ на Кипре, получат не только новые впечатления, но еще один повод для восхищения нашей культурой и профессиональным уровнем российских исполнителей.

7 апреля на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории выступит Горан Брегович и его «Свадебный и похоронный оркестр». Вместе с ним играть и петь будут такие известные восточно-европейские коллективы, как Познанский струнный оркестр, женский вокальный квартет «Болгарские голоса» и московский мужской хор «Пересвет». Впервые в таком панславянском составе знаменитый балканский композитор выступил в Москве ровно год назад. На двух концертах в Театре им. Моссовета были исполнены главные хиты — музыка к кинофильмам Эмира Кустурицы, к французской костюмной драме «Королева Марго», к фильму Микаэляну «Поезд жизни». Концертное исполнение, как свидетельствует московская пресса пошло кинематографической музыке впрок: каждая мелодия получила пролог и эпилог, превратившись таким образом в большое музыкальное произведение.
Горан Брегович — наполовину серб, наполовину хорват, был руководителем рок-группы «White Button» («Белая пуговица»), которая была популярной в Югославии с середины 70-х годов. В конце 80-х он расстался с музыкантами и покинул охваченную войной страну. Мировая известность к Бреговичу пришла в 1989 году благодаря Эмиру Кустурице, предложившему написать саундтрек к фильму «Le Temps de Gitans» («Время цыган» — приз за лучшую режиссуру на Кинофестивале в Каннах). После ошеломляющей удачи «Ederlezi» («Время цыган»), он написал музыку к другим фильмам Эмира Кустурицы: «Arizona Dream» («Сны Аризоны») — «The Fish Doesn’t Think Because The Fish Knows Everything», «Underground» («Подполье») — Танго и «Kalashnikov». А также к фильмам других режиссеров — «Королеве Марго» и «Поезду жизни».
Именно благодаря Бреговичу и его огромной популярности балканская и цыганская музыка заняли свое место в европейской современной музыке. Его цыганский оркестр побывал на гастролях во всех столицах Западной и Восточной Европы. На концертах они выступали вместе с другими, преимущественно восточно-европейскими коллективами, исполняли произведения композитора на разных языках и в различных аранжировках. Результатом этой экспансии стала общеевропейская мода на балканскую фольклорную музыку, которая выразилась в проводимых во многих городах фестивалях цыганской музыки. Самый знаменитый из них проходил в мае 2000 года в престижнейшем лондонском концертном зале Барбикан. В течение месяца в Лондоне звучала цыганская музыка. А выступивший на этом фестивале «Свадебный и похоронный оркестр» заслужил самые восторженные отзывы как критиков, так и меломанов.
Надежда Штиль.

Профессиональный праздник работников культуры 25 марта в ДК «Октябрь» на этот раз стал совершенным сюрпризом для горожан. С триумфом перед ними выступил московский мужской хор «Пересвет», исполнивший в первом отделении а капелла, а во втором в стиле эстрадного шоу с инструментальным сопровождением русские романсы, народные песни и любимейшие хиты 1960 — 1990 годов. Кто такие «пересветы»? Одиннадцать молодых ярко талантливых певцов с высшим музыкальным образованием, обладающих обаянием артистической индивидуальности, мгновенно зажгли зал. Все первое отделение сложилось в мажорную, весеннюю, солнечную виньетку-посвящение прекрасным дамам. Ведущий концерта Дмитрий Юденков, он же основатель и худрук «Пересвета» с 1995 года, очень удачно открыл концерт строчками из Пастернака: Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Вся рвется музыкою стать И вся на рифмы просится. Выступление от и до принималось публикой сердечно: «Калитка» и «Однозвучно звенит колокольчик», «Ах, вы сени, мои сени» и знаменитый «Конь». Для всякой русской души в этой песне определенно есть какие-то загадка и магия. Зрители взорвались аплодисментами при первых звуках голоса Тимура Бондарчука. Раздолье русского поля, так же, как и непредсказуемость русской натуры молодца, вдвоем с конем затерянного в этом раздолье, заворожили зал. А нежнейшие обращения: «Радость моя, любушка-голубушка, душа-девица, зазноба, светик ясный, сударыня-барыня» — строчки из русских народных песен — довершили дело. В антракте зрители обменивались мнениями: — «Пересветы» просто великолепны! Они дарят ощущение бесконечного счастья. — У меня теперь позитива на неделю. — До чего проникновенно звучат голоса! Во втором отделении певцы напомнили о скором весеннем разноцветье тюльпанов: черно-белая гамма классических костюмов сменилась на палитру из розового, зеленого, синего и бежевого. Это был яркий, эстрадный перецвет, многоцвет и разноцвет. А лучшие хиты прошлого столетия, начиная с песен Дунаевского и Бабаджаняна, ставшие вехами времени, воспитавшие не одно поколение, прозвучали радостно, слаженно и органично. А ведь это была не хорошо сведенная, качественная запись, а живой звук, красивый и совершенный. Артисты показали зрителям и то, что могут отлично передать шарм французского бомонда, сумасшедшие ритмы Африки и всеми любимые итальянские мелодии «Скажите девушки» и «Вернись в Сорренто». Виртуозы живого звука В антракте я задала несколько вопросов музыкальному руководителю всех проектов «Пересвета», его худруку и отцу — основателю Дмитрию Юденкову: — Вас называют «российский вокальный спецназ» и «виртуозы живого звука». У меня создалось впечатление, что все участники ансамбля — солисты. — Совершенно верно. Именно лидеры и солисты. И еще — личности! Именно это, а не голос, главное основание, чтобы быть принятым в «Пересвет». Хор так назвали в 1996г. в честь Александра Пересвета, русского богатыря, героя Куликовской битвы. Мы выступаем как дружина, содружество, сообщество личностей. Хор, созданный при отделе Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами России, принимает участие в патриарших богослужениях, дает концерты в воинских частях и госпиталях. Мы активно работаем в жанре российской воинской песни от времен Минина и Пожарского, Петра Великого до наших дней. Сегодня часто выступаем на отечественных и международных фестивалях, на церемониях вручения престижных общественных наград и премий, в академических залах и на эстраде. В Дубне мы показали эстрадную часть программы, а неделю назад, 19 марта, в концертном зале Гнесинки давали концерт духовной музыки «Тебе Бога хвалим», который впервые прошел в русском соборе Святого Николая в Вене. Диск этого концерта записан на австрийском радио. — Кто пишет для вас аранжировки и есть ли границы репертуарной политики? — «Пересвет» — это еще и творческая лаборатория. Аранжировки делаем сами либо заказываем талантливым музыкантам. Поскольку очень любим свою публику и в российской глубинке, и на всех континентах, стараемся создать универсальный репертуар для самой широкой аудитории. В настоящее время в активе «Пересвета» около тысячи произведений. «Пересветы» — большие молодцы! Серьезные, яркие и талантливые профессионалы. На концерте в Дубне не прозвучала воинская, молодецкая и духовная составляющие их репертуара. Но и эстрадная часть поразила достоинством, благородным и уважительным отношением к лучшим шлягерам прошлого столетия. А это разительно контрастирует с бесконечным кривлянием Киркоровых, Моисеевых и детей с «Фабрики звезд», заточенных на один и тот же надоевший до зубной боли стандарт Первого канала, как, впрочем и Второго тоже. Говоря о концерте «Пересвета» в Дубне, хочется перефразировать строчку из знаменитой песни «Метелица»: «дозволь наглядеться, радость, на тебя...». Невозможно было ни наглядеться, ни наслушаться. Наталия Иванова

Чем покорили волгоградцев 11 мужчин из «Пересвета» Стремление народа слушать хорошие песни в живом исполнении не задушишь, не убьешь. Чему свидетельство – счастливая гастрольная судьба Московского мужского хора «Пересвет» на волжских берегах. Уже в третий раз приезжают одиннадцать дивно поющих мужчин в Волгоград. И всегда с неизменным успехом. На сей раз было дано три концерта: в Волгограде и Волжском. В первом отделении в виртуозном акапелльном исполнении прозвучал канон Богородице, а также популярные и слегка подзабытые народные песни и романсы, во втором – вокалисты порадовали публику зарубежной академической и эстрадной классикой, залихватским «Яблочком» и даже чайфовым «Не спеши ты нас хоронить». Художественный руководитель коллектива Дмитрий Юденков объясняет разнообразие репертуара так: – Для нас нет разницы между академической музыкой и эстрадной, церковной и светской, высоким жанром и низким. Существует только одно разделение: талантливая музыка и бездарная. – Изначально «Пересвет» был создан в лоне Русской православной церкви? – Да. В 90-е годы огромное количество духовной музыки вышло из-под спуда, появилась возможность исполнять ее открыто. В России и в мире возник огромный интерес к этому музыкальному пласту. Тогда много хоров создавалось в лоне РПЦ, к сожалению, лишь немногие сохранились. «Пересвет» сопровождал Патриарха Алексия II в его апостольских поездках. Выступали в Вене, с тех пор ежегодно мы проводим в Австрии свой Рождественский фестиваль. Вообще за рубежом нас знают лучше, чем в России. В жизни «Пересвета» было много трудностей, но коллектив с божьей помощью сохранился, нам уже 16-й год. Сейчас мы благословлены прежде всего на концертную деятельность. Хотя участвуем и в службах: и в России, и за границей. – Вы выступали на многих международных соревнованиях в качестве «духовной музыкальной поддержки» спортсменов. На Олимпиаде в Сочи не планируете спеть? – Сие не от нас зависит. В Краснодаре мы имели большой успех и нам обещали, что будут приглашать. Но это решается на другом уровне. Существуют различные фонды, Министерство культуры России, с которым пока сотрудничество не складывается. Не по нашей вине. Министерство игнорирует наши предложения. Хотя политики высшего ранга знают и любят наше творчество: и нынешний президент В. В. Путин, и предыдущий Д. А. Медведев и его супруга Светлана Владимировна. – А правда, что по просьбе Светланы Медведевой вы записали гимн святым Петру и Февронии? – Да. Пять лет назад, когда зарождалась традиция празднования Дня семьи, любви и верности, нам позвонили, предложили поучаствовать. Мы с удовольствием согласились. Это прекрасный праздник, не просто «сувенирный» как День святого Валентина, а имеющий глубокое внутреннее наполнение, необходимое православному человеку. Музыку гимна написал профессиональный композитор, а стихи – близкая подруга Светланы Медведевой Екатерина Авдеева. Очень искренние и проникновенные стихи. Мы быстро создали аранжировку этой песни. И она стала популярной: у нее много просмотров в Интернете, ее часто просят исполнить на концертах. – Вашими партнерами на сцене были такие разные исполнители, как Зураб Соткилава и Олег Газманов, расскажите об этом опыте… – Это подтверждает то, о чем я уже говорил: для нас нет высоких и низки» жанров, важно, чтобы музыка была талантливой. С Зурабом Лаврентьевичем Соткилавой мы выступали в середине нулевых годов, в зале Церковных соборов, и с благодарностью вспоминаем это сотрудничество. А с Олегом Михайловичем Газмановым познакомились года три назад, он замечательный композитор, прекрасный человек, патриот. Мне нравится его творчество. Но больше не хиты, а произведения православной тематики, лирические песни, например, «Марк, Матфей, Иоанн, Лука», «Мой храм», «Дорогие». Мы с ним сделали несколько песен. «Мой храм» исполнили совсем недавно на праздновании Дня города Москвы. Еще из недавнего мне запомнилось сотрудничество со Стасом Пьехой. В отличие от многих современных «звездунов», он очень адекватный юноша, опять же в отличие от многих имеет музыкальное образование и хорошее артистическое мышление. Мы с ним исполняли «Песню о тревожной молодости» и «Темную ночь» в нетипичной для шоу-бизнеса манере, по законам музыки. Ирина Берновская P.S. Благодарим продюсерский центр «Арт-партнер» за помощь в подготовке материала.

Концерт Московского мужского хора «Пересвет» прошел в отреставрированном недавно соборе Святого Николая в Вене в рамках «музыкальных вечеров», которые организует посольство России в Австрии на регулярной основе. Слушатели, среди которых были австрийские политики, дипломаты, представители русскоязычной общины, восторженно рукоплескали двенадцати талантливым певцам хора во главе с его основателем и художественным руководителем Дмитрием Юденковым. Церковное песнопение — молитвы и псалмы, среди которых были «Благослови душе моя Господа», «Свете тихий», «Воскресни Боже», «Мати Божия» — буквально покорило присутствовавших, несмотря на то, что многие из них не понимали русский язык. «Просто божественно», — так кратко сформулировала одна австрийская гостья свои впечатления от концерта, состоявшегося в четверг. Хор «Пересвет» был создан музыковедом Дмитрием Юденковым и с 1997 года носит имя легендарного русского богатыря, героя Куликовской битвы, монаха Троице-Сергиевой лавры. Коллектив создавался вначале как хор Московской Патриархии, но впоследствии «перерос» сугубо церковные рамки и сейчас исполняет самые разные произведения — как сочинения русских и зарубежных классиков прошедших веков, так и современные, народные песни и даже джазовые композиции. «Австрия стала первой страной, в которой мы впервые были на зарубежных гастролях лет, наверное, 13 тому назад, — рассказал РИА Новости Юденков. — Мы также выступали в этом великолепном храме, которому более 100 лет. Мы привередливы в выборе своих гастрольных поездок и предпочтение всегда отдаем российскому слушателю. Но если речь идет о зарубежных гастролях, то Австрия как культурная столица Европы — всегда вне конкуренции».
Тарас Лариохин.

С грандиозным успехом прошло в австрийской столице выступление Московского камерного мужского хора "Пересвет". Оно состоялось в рамках цикла "Музыкальные вечера", которые вот уже несколько лет регулярно устраивает Посольство РФ в Австрии с целью знакомства местной публики с талантливыми российскими артистами и популяризации российской культуры в целом. В программу концерта вошли церковные песнопения, которые прозвучали под сводами Венского Свято-Николаевского собора. Прекрасный подбор голосов, мощное и в то же время проникновенное исполнение молитв и псалмов покорили взыскательную публику, в которой оказалось немало тонких ценителей искусства и профессиональных исполнителей, а также представителей дипкорпуса, влиятельных политиков и бизнесменов. С первыми звуками многоголосных распевов зал моментально стихал и внимал хору с затаенным дыханием, а в конце взрывался мощными овациями и криками "браво". Артистов отпустили лишь после того, как они исполнили "на бис" одну из молитв "Тебе Бога хвалим".
"С учетом того, что в репертуаре хора очень много церковных произведений мы решили отойти от традиционной практики проведения наших музыкальных "суаре" в стенах посольства, - сказал посол России в Австрии Станислав Осадчий. - К тому же Храм Святителя и Чудотворца Николая, который является кафедральным собором русской православной церкви в Вене, был совсем недавно отреставрирован, и нам очень хотелось еще раз достойно отметить это событие". В тот же вечер званым гостям была предоставлена возможность продолжить знакомство с творчеством хора "Пересвет". На приеме, устроенном по случаю концерта, артисты спонтанно исполнили несколько русских народных песен. Особенно тронула собравшихся песня "Ах ты, душечка". "Теперь я знаю, зачем учила русский язык", - призналась взволнованная до слез известная австрийская журналистка и публицистка Элизабет Хереш, автор многих книг по истории России.
"Наш репертуар чрезвычайно широк - от древнерусских распевов до джаза и современной классики, - отметил в беседе художественный руководитель хора Дмитрий Юденков. - Вряд ли найдется другой хоровой коллектив со столь обширным и универсальным репертуаром. Мы можем выступать в любом жанре как с сольными концертами, так и вместе с другими коллективами или солистами. Список исполняемых нами произведений почти бесконечен. Однако наша главная особенность состоит в том, что мы придерживаемся единой идеологии - идеологии просвещенного патриотизма, света и добра в искусстве".
Хор "Пересвет" является московским исключительно "по прописке". На самом же деле "география" представленных в нем солистов охватывает практически всю Россию от Дона и Волги до Урала и Дальнего Востока. "Не менее широка и сфера наших творческих поисков и интересов, - продолжал Дмитрий Юденков. - Что же касается выбора гастрольных маршрутов, то здесь мы чрезвычайно привередливы и прежде всего отдаем предпочтение российской публике, а за границей чаще и охотнее всего бываем в Австрии. В Вене, например, мы впервые побывали еще 13 лет назад, и тогда приняли участие в пасхальной литургии в том же Свято-Николаевском соборе".
Москва
Юрий КОЗЛОВ
корр. ИТАР-ТАСС в Вене

ВИРТУОЗЫ ЖИВОГО ЗВУКА!